7 аргументов против беспилотных автомобилей

7 аргументов против беспилотных автомобилей

На днях самоуправляющийся автомобиль Uber насмерть сбил женщину-пешехода. Это первый случай, когда человек погиб по вине беспилотника, но, к сожалению, наверняка не последний. Рассказываем, почему нам всем стоит поубавить энтузиазм относительно транспорта будущего.

Начнём всё-таки с безопасности. Исследование, проводившееся в течение трёх лет и собравшее данные таких компаний, как Google и Volkswagen, показало, что беспилотные транспортные средства в пять (!) раз чаще попадают в аварии. Только в Калифорнии в ДТП побывал каждый двенадцатый беспилотный автомобиль.

Беда в том, что искусственный интеллект (ИИ) пока не умеет гибко относиться к правилам дорожного движения и не нарушает их даже тогда, когда они идут вразрез со здравым смыслом. И ещё: представители Mercedes-Benz недавно заявили, что вся мощь ИИ транспортного средства будет направлена на то, чтобы в любом случае спасти жизнь водителю, а не пешеходам, даже если это будет группа невинно играющих на обочине детей.

Допустим, инженерам всё-таки удастся создать идеальный, мыслящий вариативно ИИ, который всегда будет принимать правильные решения. Однако нельзя исключать возможность того, что систему взломают злоумышленники. Ещё в 2015 году группа хакеров интереса ради взломала систему управления автомобиля, находящегося на расстоянии более пятнадцати километров от них. Какое это широкое поле действия для хулиганов, преступников и террористов, даже представить страшно.

Более того, обмануть самоуправляющийся автомобиль в принципе не так уж и сложно даже обычному человеку. Для этого не нужно быть компьютерным гением: можно, например, видоизменить изображения на дорожных знаках — сенсоры беспилотника будут считывать их неверно.

Сам ИИ тоже может довольно глупо и досадно ошибаться: вспомните истории о том, как беспилотники завозили своих пассажиров в озеро или на край утёса, беспрекословно следуя указаниям GPS. Кроме того, датчики таких транспортных средств реагируют на погоду: сильный ливень или снегопад могут конкретно сбить их с толку.

Перспектива перехода на беспилотные автомобили вызывает сомнения и головную боль также у страховых компаний. Как определить, кто виноват в аварии с самоуправляющимся автомобилем? А с двумя такими автомобилями? Владельцам придётся таскать друг друга по судам, страховые дела могут затянуться на месяцы, а то и дольше, и не факт, что в итоге справедливость восторжествует.

И, наконец, причина, о которой наверняка в первую очередь подумали многие автолюбители: беспилотные автомобили лишат нас возможности самостоятельно водить и наслаждаться этим процессом. Ведь за руль садятся далеко не только ради того, чтобы добраться из точки А в точку Б.

На этот аргумент, конечно, можно возразить: существуют автомобили с различной степенью автономности, у большинства из них производители сохраняют полноценный руль. Если что-то пойдёт не так, человек может отключить автопилот и взять управление на себя. Но загвоздка именно в том, что такой процесс внезапного переключения из режима автопилота довольно опасен. Не факт, что вы сможете мгновенно вникнуть в ситуацию, быстро оценить положение дел на дороге. И последствия могут быть катастрофическими.


космическая станция aurora
кибер аксессуары Хирото Икеучи (45 фото)