Сбербанк создаст совместное предприятие с Mail.ru Group

Сбербанк создаст совместное предприятие с Mail.ru Group

Сбербанк и Mail.ru Group (MRG) cоздадут совместное предприятие в сфере транспорта и доставки еды на базе «Ситимобил» и Delivery Club. Об этом говорится в их совместном сообщении.

Пока подписано соглашение о намерениях. Обязывающее соглашение запланировано на осень 2019 г., после того, как будут получены разрешения от органов корпоративного управления, антимонопольных структур и др.

Что будет в новой компании

СП должно стать «ведущей российской платформой» для сервисов online-to-offline в сфере еды и транспорта, сообщили его будущие участники. У MRG и Сбербанка будут равные доли в нем – по 50%. Они планируют инвестировать до 64 млрд руб., если за 12 месяцев после сделки компания достигнет целевых показателей.

Полученные средства пойдут как на самостоятельное развитие бизнеса, так и на консолидацию активов и потенциальные сделки «в сегментах фудтеха и мобильности». Стоимость новой компании, по оценкам ее будущих участников, может превысить 100 млрд руб. при достижении целевых показателей.

Mail.ru Group внесет в новую компанию 100% сервиса доставки из кафе Delivery Club и 22,69% сервиса заказа такси «Ситимобил», а также связанные с ними миноритарные инвестиции и опционы в другие компании этих индустрий. Среди подходящих под такое описание инвестиций MRG – к примеру, сервис доставки еды Instamart.

«До закрытия сделки Mail.ru Group обеспечит консолидацию на СП доли в размере не менее 75% акций "Ситимобил"», – сказано в сообщении. Помимо этого интернет-компания внесет 7,7 млрд руб., а еще до 5,1 млрд руб. она может внести «в зависимости от выполнения ряда KPI вносимыми активами в течение 12 месяцев после закрытия сделки».

Сбербанк внесет в совместное предприятие 35% в сервисе Foodplex и около 38 млрд руб. Еще 13 млрд руб. банк может внести при достижении сервисами Delivery Club и «Ситимобил» ряда целевых показателей за 12 месяцев.

Таким образом, еще одним партнером Mail.ru Group фактически станет Rambler Group Александра Мамута: вместе с ней Сбербанк в 2018 г. учредил Foodplex. Этот сервис объединяет систему цифрового маркетинга и платежей Plazius, сервис бронирования «Афиша-Рестораны», систему для резервирования столов и работы хостес Smart Reserve, а также разработчика системы автоматизации ресторанов – UCS. Сейчас Rambler владеет 30% в этом СП, еще 35% у GHP Partners, а также основателей UCS Григория Гуревича и Евгения Малахова.

Что предшествовало сделке

Mail.ru Group начала искать партнеров осенью 2018 г. Тогда группа объявила, что хочет создать новую платформу, которая объединит онлайн- и офлайн-каналы коммерции и услуг, – так называемую O2O-платформу, Online To Offline. Привлечение инвестора было одним из вариантов. Mail.ru Group рассчитывала привлечь дополнительно $300–400 млн, рассказывал тогда «Ведомостям» источник в одной из российских технологических компаний, знакомый с планами Mail.ru Group.

Правда, изначально MRG говорила, что в первую очередь речь о сервисах доставки еды и объявлениях, хотя ими не ограничивается. Про такси компания не упоминала. «Ситимобил» активно рос самостоятельно, к концу 2018 г. стал вторым на рынке Москвы после объединенных «Яндекс.Такси» и Uber, но его доля за пределами столицы пока несущественна. Зато у MRG была инвестиция в крупного регионального игрока на рынке такси – ГК «Везет» – в виде конвертируемого займа.

15 июля 2019 г. «Яндекс» сообщил, что купит активы ГК «Везет». Если сделка будет закрыта, то «Яндекс» резко нарастит присутствие в регионах, а MRG лишится возможности получить долю в крупном региональном сервисе. После анонса сделки «Яндекса» MRG выступила с заявлением, что он преждевременный: по соглашению о займе у MRG есть право вето на отчуждение ключевых активов «Везет», стороны нового соглашения должны были получить письменное согласие MRG, а его она не выдавала.

Сбербанк – давний партнер «Яндекса». Десять лет назад госбанк купил «золотую акцию» интернет-компании за 1 евро и получил право блокировать сделки с крупными пакетами ее акций. Президент банка Герман Греф в 2014 г. вошел в совет директоров «Яндекса» в качестве неисполнительного директора. У компаний есть совместное предприятие в сфере онлайн-торговли – «Яндекс.Маркет».

Представитель Сбербанка переадресовал акционерам «Яндекса» вопрос о потенциальном конфликте интересов из-за присутствия своего представителя в совете директоров поисковика после объявления сделки с MRG. Пресс-служба «Яндекса» пока не ответила на вопрос «Ведомостей».

Чего ждут участники СП

Если сделка MRG и Сбербанка состоится, то появится «лидирующий игрок в сфере доставки услуг до двери потребителя», сообщили стороны. Сервисы будут интегрированы в экосистемы Сбербанка и MRG. Delivery Club, как ожидается, сможет расширить число городов, где он работает, а «Ситимобил» – ускорить региональную экспансию и усилить позиции на московском рынке.

MRG и Сбербанк отмечают, что у новой компании есть «потенциал выхода на IPO через несколько лет».

Для Сбербанка это «важный шаг в построении экосистемы», заявил президент и председатель правления банка Герман Греф: «Мы выходим на крупнейшие и наиболее динамичные рынки страны [транспорта и еды], чтобы предложить нашим клиентам качественно новую модель потребления услуг и создать ведущего игрока доставки "последней мили" в России». А Mail.ru Group, по словам ее гендиректора Бориса Добродеева, создаст «беспрецедентные возможности для российских пользователей, ресторанов-партнеров, таксопарков и водителей»: это позволит быстрее вывести Delivery Club и «Ситимобил» на принципиально новый уровень.


Instagram переименуют
Немецкие студенты разогнали Hyperloop до 463 км/ч

Читайте также:

 

 

НОВОЕ И ЛУЧШЕЕ