Личное пространство в дисфункциональной семье (Дверь в персональное пространство человека)

Личное пространство в дисфункциональной семье (Дверь в персональное пространство человека)

Дверь в личное психологическое пространство человека, живущего в современной семье, участвует в сложных процессах организации семейного пространства и регулирования взаимодействий членов семьи.

Активность и эффективность функционирования дверей в личных пространствах членов семьи, главным образом, зависят от успешности выполнения функций, которые семья по определению предназначена выполнять.

Вместе с тем, есть и обратная связь между благополучием, функциональностью семьи и возможностью обустройства своего личного пространства каждым членом семьи, в соответствии со своими предпочтениями и желаниями, что в свою очередь, является прочной основой благополучных отношений в семье.

Семья – древнейшая организационная структура человеческого общества, взаимодействующих между собой людей, как единое целое для продолжения рода, для благоустройства своих членов, удовлетворения жизненно-необходимых потребностей на основе общего быта и взаимной ответственности, в том числе, по воспитанию детей.

Семья является первичным, но сложным социальным образованием, упорядочивающим межличностные отношения супругов и их детей.

А в итоге и жизнь всего человеческого рода. Ведь семья основа основ человеческого сообщества, которая выполняет множество функций. Основными, из которых можно назвать следующие:

- половую, с которой всё начинается и продолжается до тех пор, пока у её основателей существует взаимный интерес и необходимость в удовлетворении сексуальных и эротических потребностей;

- эмоциональную, которая проявляется в психо-эмоциональной поддержке, защите, симпатии, уважении, признании;

- хозяйственную, которая проявляется в реализации материальных потребностей;

- рекреационную, которая заключается в эффективном психологическом и физическом восстановлении;

- духовную, которая удовлетворяет потребности в духовном росте;

- воспитательную, которая проявляется в общении и воспитании детей.

- функцию социального контроля, которая заключается в обеспечении выполнения общественных норм и правил.

Для выполнения перечисленных функций необходимо, чтобы семья действовала, как единое целое, как система, направленная на обеспечение себя жильём, пищей, одеждой, безопасными условиями совместного проживания, в заботе о физическом, духовном развитии и росте своих членов.

Если основные функции, ради которых семья и образовывалась, находят своё воплощение в жизни, то семью можно назвать здоровой или функциональной. Если некоторые функции не исполняются, то такую семью называют дисфункциональной. То есть, у неё возникли проблемы, которые создают семейные дисфункции. В тоже время, дисфункция сама по себе не «болезнь», а только её симптомы. Здоровая семья – совсем не та, где нет функциональных проблем, а та, где умеют распознавать и решать возникающие проблемы.

Для здоровой семьи характерны: твёрдая позиция родителей с понятными семейными правилами; открытые и уважительные взаимоотношения между членами семьи с чёткими «примерами-образцами» отношений и поведения; тёплые связи между поколениями, которые являются основой семейно-генетической памяти. Друзья семьи – родителей, детей, старших родителей спокойно и свободно могут входить на семейную территорию, поскольку принимаются на ней без риска стать нежеланными.

Опору здоровой семьи создают взаимно солидарные и дружеские отношения родителей. Они, в том числе, обеспечивают чувство безопасности для детей, что способствует комфортному существованию их индивидуального психологического пространства.

Неспособность решать проблемы приводят к низкому качеству выполнения семейных функций, к психологическому дискомфорту в семье и тем самым к созданию неблагополучной семьи, иначе говоря, дисфункциональной семьи, с запутанными межличностными отношениями.

Это, например, семья, в которой у кого-то из членов семьи есть зависимость от работы, от алкоголя, наркотиков и т.п. Семья с супругом-отцом, который находится на окраинах семейного пространства, куда его вольно или невольно отодвинули. Семья с конфликтно сосуществующими супругами. Семья с проблемными отношениями между старшими родственниками, которые свою межличностную неприязнь переносят на отношения молодых супругов. Неполная семья тоже относится к категории дисфункциональных семей. Многие многодетные семьи также имеют ряд дисфункций. Признаком дисфункции является и тяжёлая соматическая или психическая болезнь кого-либо из семьи.

В семьях, с указанными и другими дисфункциями с большой долей вероятности, дисфункции туго переплетаются с проблемами в личных психологических пространствах членов семьи.

Чтобы предметно говорить о личных психологических пространствах членов неблагополучных семей, рассмотрим факторы, влияющие на возникновение и функционирование неблагополучных семей, а также какими признаками обладают семьи ставшие неблагополучными или дисфункиональными.

Факторами, которые влияют на возникновение дисфункциональных семей, могут быть:

- экономические факторы: недостаточный уровень доходов семьи; жилищная проблема;

- медико-социальные факторы: инвалидность, хроническое заболевание членов семьи; вредные условия работы; не удобный график работы;

- количественные факторы: мать-одиночка, многодетная семья;

- эмоционально-психологические факторы: семьи с конфликтными отношениями супругов; семьи с недостаточной педагогической грамотностью родителей; семьи с деформированными ценностными ориентациями её членов;

- криминальные факторы: паразитирующий образ жизни, семейные конфликты с проявлением жестокости, наличие членов семьи, разделяющих традиции преступной субкультуры.

Чем больше перечисленных и иных факторов задействовано, тем обозначается выше степень дисфункциональности семьи.

Назовём характерные признаки дисфункциональной семьи:

разделение или смешение внутрисемейных границ; статичные семейные правила; отсутствие интимности; конфликтные взаимоотношения; - волюнтаризм взрослых; поляризация чувств и суждений; сокрытие проблем.

В дисфункциональных семьях правила воспитания детей имеют особенности, которые активно влияют на возникновение дисфункций в семье и появление проблем в существовании индивидуальных психологических пространствах членов семьи. Назовём некоторые такие правила:

- Взрослые «хозяева» ребёнка.

- Взрослые решают, что правильно, что неправильно.

- Взрослые гневаются, отвечает ребёнок.

- Взрослые держат с детьми психологическую дистанцию.

- Взрослые отождествляют волю ребёнка с упрямством.

Процесс воспитания в таких семьях напоминает процесс «дрессировочного одомашнивания дикого ребёнка». Причём родителями это делается не «со зла», а оттого, что в их родительской семье было то же самое. Но взрослыми не учитывается личность ребёнка, особенности его индивидуального психологического пространства. Такое отношение в семье травмирует детей. И эти травмы они несут уже в свою взрослую жизнь. Историко-генетический процесс в действии. Однако эта психолого-педагогическая цепочка должна быть разорвана, чтобы попытаться из дисфункциональной семьи, сделать семью функциональную. То есть, создать (реанимировать) семью здоровую и счастливую.

Не решение проблем в дисфункциональных семьях может привести к распаду семьи. Распад происходит по следующей цепочке стадий семьи: негармоничная семья, деструктивная семья, распадающаяся и распавшаяся семья.

Семья является частью человеческого сообщества. А в нём постоянно происходят всевозможные процессы, бушуют страсти, создавая проблемы, в том числе, и семейные.

Выделить можно две группы семейных проблем. Примером первой группы проблем может служить: смерть супруга; супружеская измена; внезапное серьёзное заболевание члена семьи.

Примером второй группы проблем являются: эмоциональные и физические перегрузки дома или на работе; проблемы с жильём; стойкий конфликт между членами семьи, особенно между супругами.

В основе супружеских конфликтов очень часто лежат следующие проблемы:

- Ошибочный выбор партнёра. (Муж/жена ожидали, что он/она будет напоминать мать/отца, но это не произошло).

- Излишние связи с родительской семьёй. (Супруги, при решении проблем, чрезмерно часто обращаются за советом к маме/папе).

- Утрата иллюзий. (Супруги разочаровались в своих чувствах).

- Переживание растерянности. (Почему мы живём вместе?» – задумываются супруги.)

- Угроза развода из-за измены.

В разных семьях на трудности реагируют по-разному. В одной семье проблемы мобилизуют её членов, в другой, наоборот, разобщают.

Противоречия и проблемы в дисфункциональных семьях создают психологическую почву для дискомфорта членов семьи. А если негативные эмоциональные состояния становятся постоянными, то могут происходить нездоровые изменения личностей членов семьи, которые влияют на весь уклад жизни данной семьи.

Уклад жизни в проблемной семье всегда будет далёким от нормального, если члены семьи не будут иметь личного пространства, где бы они испытывали комфорт и защищённость от семейных «бурь» и их напряжённых ожиданий.

Многие годы могут уйти на то, чтобы научиться терпеливо и с уважением относиться к личному пространству супруга (супруги) и своим детям. Взаимное уважение личного пространства делает отношения в семье доверительными и более близкими.

Человек недоволен жизнью, если у него нет личного психологического пространства и личной территории. В данном случае речь идёт не об отдельном жилье, а о личном пространстве в жилище. О своей комнате, об отдельном уголке в комнате, о мастерской в гараже. А ещё лучше, если у личной территории будет дверь с замком с внутренней стороны.

Возможность иметь и обустраивать своё личное пространство в соответствии со своими желаниями и пристрастиями, а также уединяться в нём, отгораживаясь от всего «внешнего мира» является основой и страховкой для существования хороших семейных отношений. А также гарантией того, что семья не будет иметь дисфункций, а её члены будут чувствовать себя психологически комфортно, свободно и уютно. И это в полной мере касается супругов, детей и других членов семьи.


Оцените эту запись блога:
Личное пространство в функциональной семье (Дверь ...
Психология территориального поведения (Дверь в пер...

 

 

 

 

МОЖНО ПРОДОЛЖИТЬ

17 декабря 2017