Познавательно: Двери притворные

Познавательно: Двери притворные

Двери «притворные» (двери притвора) православного храма, именуемые также красными западными вратами являют собой удивительное произведение христианской веры и православной храмовой архитектуры.

Удивительная замечательность этих врат заключается в их духовно-семантической роли и духовно-практическом значении ответственного «отверстия» (дверного проёма) в границе между материально-обыденным миром и миром сакральным.

Преодоление порога притворных дверей акт замечательный своей уникальной ответственностью, которой нужно обладать каждому, кто пересекает границу мирского обыденного пространства и вступает на территорию Божественную, одухотворённую вечной блаженной жизнью, где правит Бог и праведные души христиан.

Эта ответственность отражена в строительно-архитектурных деталях оформления красных западных врат.

Они снаружи имеют оформительскую архитектурную особенность свойственную русской храмовой архитектуре. Эти врата венчают две сходящиеся над вратами арки, которые, спускаясь к вратам, одновременно зрительно сужают их, как бы подчёркивают их содержание узостью и сложностью пути, который надо пройти верующему человеку в вечную жизнь.

Дверь сама по себе, а сакральная тем более, несёт собой событие перехода из одного состояния в другое. Шагнуть в любую дверь означает, что человек предпринял попытку перейти в иной, новый мир.

Как это было при рождении человека во время прохождения родовых путей.

Дверь сама по себе, а сакральная тем более, связывает Бога и смертных, Небо и Землю.

Божественная ответственность, составляющая ритуальную сущность дверей притвора, имеет своё прошлое и настоящее, которые составляют частицу истории христианства и историю православной архитектуры.

Всем интересующимся историей дверей, а также начинающим архитекторам будет полезно окунуться в процесс познания русской православной храмовой архитектуры.

Познание – не только интересный, но и необходимый процесс для профессиональной подготовки архитекторов, строителей и для любого другого человека не желающего чувствовать себя в образовательном отношении «ущербным» по сравнению с другими людьми.

Для того чтобы человек стал личностью, то есть свободным, самостоятельным в своих суждениях и мировоззрении, полноценно развитым и истинно современным человеком в любые времена, ему необходимо познать себя и окружающий мир.

Конечно, в абсолютном смысле вряд ли это возможно, поскольку указанные объекты познания невероятно обширны и глубоки.

Кроме того, возможности познания человека ограничены пределами дозволенного ему природой (Богом).

Возможность максимального познания упирается и в самого человека, не всегда стремящегося познать даже дозволенные ему объёмы знаний.

Ведь человек противоречивое, самоуверенное и ленное существо.

А нередко он обременён печалями многих знаний, представляющих оборотную сторону процесса познания объёмного и богатого земного мира.

И этот многогранный, хотя и всего лишь трёхмерный наш мир, требует к себе внимания и желает видеть вдумчивого исследователя, которому бы он приоткрыл свои тайные знания и своё непростое содержание.

Важной крупицей этого содержания является история человеческой цивилизации, которая имеет свои богатства и свои тайны. Они тоже нуждаются в нашем познании.

История архитектуры, в том числе храмовой православной успешно хранит не только историю строительного дела, но общую историю государства российского и многонационального российского общества, успешно развивающегося, несмотря на сложности, возникающие на их пути.

А без знания вчерашнего нельзя создать прочное будущее, которое строится сегодня.

И как бы не показалось странным приглашение к знакомству с притворными дверьми православного храма, но это наша история и настоящее, требующие познания.

И совсем не важно верующий вы человек или нет.

Ведь достаточно очевидна духовная близость всех мировых религий, атеистов и всех любящих свою Родину людей.

Любовь к Родине, кроме эмоциональной составляющей, основывается на знании истории.

А история России включает в себя и знания храмовой архитектуры, которая является «историческим документом» материального и духовного развития нашего общества.

Архитектура православного храма это не просто здание, где проходит богослужение.

Храм это зримое материальное доказательство истории развития всего человечества, которое было создано в гармонии и добре.

Но постоянное грехопадение человека вносит в наш мир зло и хаос, которые мы видим, но не все стремимся это падение остановить.

Да, наш мир неправеден, но ведь есть путь к его совершенству. И этот путь предлагает нам православная церковь.

Архитектура православных храмов, начиная с паперти и притвора, о дверях которого мы в этой статье рассказываем, указывает путь спасения человечества.

Православный храм, как божий дом на Земле, символизирует гармонию земного и небесного миров.

В храме происходят моления и специальные богослужения, воздающие славу и любовь к Иисусу Христу, указавшего пути построения гармоничного мира на Земле и спасения человеческих душ.

Для того чтобы показать способы спасения человечества, и предназначен православный храм.

Внешний облик православного храма устремляет нас к вечной гармонии земного мира и обнадёживающих небесных высот.

Внутреннее убранство храма говорит о возможности существования праведного мира для спасённых душ.

Все помещения храма в своём единстве устремляют на общение с Богом через специальные ритуалы и богослужебные процедуры во многом заложенные ещё самим Иисусом Христом.

Как и ветхозаветная скиния Моисея в своей планировке православный храм имеет три раздельные части: алтарь (так называемый «жертвенник»), собственно храм или церковь (как средняя часть здания или наос) и притвор.

Эти замечательные помещения, предназначенные для отдельных специальных ритуалов, устремляют, так или иначе, к Богу и совокупно способствуют спасению душ христиан.

Алтарь, расположенный в восточной части храма, является главной его частью, в которой происходят важные богослужебные таинства, символизирующие земное присутствие Бога.

От наоса - средней части храма алтарь отделён иконостасом.

Средняя часть храма, представляющая собой сам храм для верующих символизирует собой мир праведных людей и ангелов.

Средняя часть храма примыкает к специальному помещению, называемому притвором.

Притвор служит местом для тех, кто готовится стать христианином и тех, кто имеет определённые церковные ограничения на посещение храма.

Притвор отделяется от наоса и алтаря сплошной стеной, в которой имеется дверь. В больших храмах в этой стене может быть три двери, тогда центральная дверь из них называется красными вратами.

Притвор пристраивается к храму с южной, северной, но чаще всего с западной стороны. Он представляет собой «предхрамие». Что собственно подчёркивает сам термин «притвор».

Он обращает нас в историческое прошлое христианской России, когда храм состоял только из алтаря и наоса.

К нему пристраивали третью часть – притвор, предназначенный для присутствия в нём людей, готовящихся стать христианами и христиан, имеющих некоторые прегрешения и не допущенные к богослужениям.

Похожее место было в Византийских храмах и называлось «нарфикс» (место для наказанных верующих).

В русских церквях притвор состоит из: «внешнего притвора» или «паперти» и «внутреннего притвора» - «трапезной».

Общая площадь притвора может равняться средней части храма, т.е. наосу.

В древности притвор имел совершенно иное назначение, чем сам храм. А в наше время он во многом утерял прежнее своё назначение, которое заключалось в следующем.

В притворе собирались так называемые «оглашенные» и «кающиеся».

«Оглашенными» называли людей, готовящихся стать христианами.

В чём эта подготовка заключалась?

Они изучали основы веры и правила благочестия.

Истинный христианин, как и любой другой верующий человек должен понимать истоки и истину веры, знать процессуальные основы богослужения, правила поведения в храме, смысл художественного оформления храма, назначение храмовых помещений и построек.

Это была серьёзная подготовка к обряду крещения, который называли дверью в церковь.

В XX веке в условиях гонения на Православную Церковь характер подготовки к крещению в России смягчился, упростившись до минимума.

В настоящее время этот обряд сделали более сложным и ответственным, что возвращает процессуальную сторону веры к её истокам.

Желающим креститься, обязательно нужно предварительно записаться, прослушать «Огласительную беседу».

После беседы можно записаться на выбранный день крещения.

К этому дню необходимо знать главный смысл Православной веры, молитвы: «Отче наш» и «Символ веры», понимать их смысл, изучить книгу «Закон Божий».

А главное состоять в твёрдом убеждении начать новую жизнь по заповедям Божьим под управлением Церкви.

«Кающимися» называли уже крещённых и причастившихся верующих, ставшими по существу христианами, но в настоящее время они несли епитимию, то есть, соблюдали обряд покаяния за церковные прегрешения.

Оглашенные и кающиеся делились на отдельные группы: в зависимости от степени усвоения христианского учения и готовности к крещению, а также от степени раскаяния.

Принадлежность к той или иной группе определяло место нахождения этих людей в храме (ближе или дальше от алтаря).

В древней России притворов в церквях не было вообще.

Дело в том, что крещение проходило в раннем детстве, без специальной подготовки, а взрослых желающих креститься, было очень мало. Поэтому необходимости в специальном помещении не было.

Редкие оглашенные, как правило, иностранцы стояли у западной стены наоса, а местные кающиеся стояли на паперти.

В последующие времена строительство притворов возобновилось.

Притворы во все времена имели богослужебное назначение.

Например, в них проходят панихиды по усопшим или совершаются некоторые литии и пасхальные литургии.

В монастырских притворах устраивается трапеза для монашеской братии и после некоторых литургий.

В притворе может находиться свечная лавка и лестница, ведущая на колокольню.

Строительные формы притвора могут быть разными и даже составлять единое целое со средней частью храма, но быть меньшей высоты.

Тогда из притвора можно увидеть и услышать обряды богослужения.

Но чаще притвор отделяется от наоса стеной с одной или тремя дверьми.

Живопись притвора состоит из настенных росписей с ветхозаветными сюжетами, а также он может быть украшен иконами.

Таким образом, притвор, описанный нами выше, предшествует входу в православный храм.

Волнение, страх, надежда и сомнение, ненависть и любовь, желание расстаться с греховной жизнью останавливало и толкало последней надеждой войти в храм, чтобы прикоснуться к вечности и истинной любви, заставляли людей открыть и войти в одну из трёх дверей притвора.

Главная по центру из них, называемая красными западными вратами тянула к себе и в храм неодолимой силой.

Для того чтобы распрощаться с суетливой и греховной жизнью и начать новую совершенную обыденность.

Где бы была любовь, верность, физическое и душевное здоровье, материальная стабильность, уверенность в близких людях и завтрашнем дне.

Все три двери и особенного центральные врата из них посвящали оглашенных, кающихся и просто неуверенных людей в мир потерянного первыми ветхозаветными людьми рая, предупреждали опасностью греховного бытия и безбожной суетностью каждодневной жизни.

Это всегда были и есть удивительные и ответственные красные врата с волшебной иконописью.

Когда-то в древности воины снимали с себя, доспехи, оружие прежде, чем через них пройти.

Позже, чтобы переступить порог притворных дверей и войти в храм, нужно было покаяться за нарушения церковных правил и благочестивого образа жизни. А вновь пребывающим прихожанам ответственно готовиться к крещению.

Фресковые росписи стен, сводов и иконы притвора ошеломляют своей содержательной уникальностью вновь присутствующих, совершенством художественного оформления и созданием ощущения присутствия Бога во всём этом великолепии.

И люди готовились в притворе бессловесно к будущему общению в храме с божественными литургиями, что звучат и видятся в наосе храма на фоне завораживающего иконостаса, божественного света и удивительного благоухания вечных запахов божественных ритуалов.

А двери в притворе для входа в храм всегда держатся открытыми для благочестивых прихожан и желающих приобщиться к божественному покровительству православной церкви.

Ведь сам Христос всегда говорил, что «отворил дверь к себе, и никто не сможет её затворить».


Мудрые двери северных славян
Познавательно: двери Пономарские

Читайте также:

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

24 октября 2018