Потрогать звук: что такое 3D-музыка

Потрогать звук: что такое 3D-музыка

Пару лет назад пользователи Google часто искали нечто вроде «страшные 3D звуки» и «пугающая 3D музыка». На самом деле пугающим в этих записях было в основном качество: примитивные технологии имели мало общего с настоящими 3D-звуками. Сегодня эта сфера развивается семимильными шагами, и в ней заинтересованы не только любители пощекотать нервы, но и музыкальные фанаты, которые хотят ощутить эффект присутствия на концерте, и поклонники виртуальной реальности, и работающие в искусстве люди.

Что это

Технология бинауральной, то есть трёхмерной записи известна давно. Суть в том, что аудиофайл звучит объёмно, создавая эффект присутствия.

Такой приём, конечно, интересен рекламщикам: с помощью 3D-музыки они могут сделать обычные телевизионные или радиоролики живыми, убедительными. Но тут есть одно существенное «но»: полноценный эффект трёхмерного звука человек может ощутить, только слушая такую запись в наушниках. Ни одна внешняя акустическая стереосистема, даже самая крутая, не способна передать всю прелесть 3D-трека. Похожий эффект достигается с помощью технологии Dolby Atmos. Акустическая система используется в кинотеатрах и подаёт звук в формате 360°.

Не нужно путать бинауральную запись со стерео. Если стерео — это лево и право, то в бинауральную 3D-запись добавляют и другую ось координат — верх и низ. Таким образом у слушателя создаётся впечатление, словно он находится в одной комнате с исполнителями, что всё действительно происходит рядом с ним.

Есть, кстати, и другое, более тривиальное понятие 3D-музыки — её визуализация. Это правильнее будет назвать называть visual music: звуки и изображения здесь сливаются в единое целое, дополняя и продолжая друг друга. Такой формат часто используют на различных шоу или медиавыставках. Например, Российский национальный оркестр несколько лет назад презентовал 3D-программу: слушателей просили надеть 3D-очки, и вместе с музыкой они могли наслаждаться подстроенными под неё изображениями.

Как это

Для создания таких аудиотреков нужны специальные бинауральные микрофоны в количестве двух штук. По виду они напоминают знакомые нам всем наушники-«затычки», и во время записи их вставляют в уши манекена, чтобы достичь наиболее приближенного к реальности эффекта.

Эффект трёхмерности объясняется тем, что звук поступает в уши с задержкой в доли секунды, ведь источник звука чаще всего не находится на равном расстоянии от обоих ушей человека. Дело ещё и в том, что именно анатомия нашей головы диктует мозгу, как воспринимать звуки, которые мы слышим. Поэтому для записи и используют голову манекена: макет воссоздаёт форму человеческой головы, микрофоны внутри искусственных ушей улавливают и обрабатывают звук точно так же, как это делают человеческие уши.

Кто и как использует

Ещё в 1881 году французский инженер Клеман Адер придумал «театрофон» — технологию, позволяющую транслировать спектакли из Парижской оперы так, что людям казалось, будто они находятся в зале. А первый акустический манекен для этих целей был создан в 1933 году. В те далёкие годы качество звука было так себе. Но уже в 1972 году компания Neumann представила более продвинутое и доступное устройство для бинауральной записи, и технология пошла в массы.

Неоднократно использовали технологию бинаурального звука музыканты. Одним из первых стал Лу Рид: ещё в 1978 году он выпустил первую запись с 3D-эффектом. В «Street Hassle» он скомбинировал живые и концертные записи, чтобы слушатель ощутил эффект присутствия.

В 2012 году слушателям радио BBC Radio 4 предложили 3D-читки книги Майкла Морпурго «Рядовой Мирный». А в 2013 году при помощи бинауральных технологий было записано выступление американского симфонического Метрополитен-оркестра. Затем этому примеру последовал Австралийский оркестр, ну а дальше пошло-поехало: с 3D-звуком экспериментировали многие оркестры со всего света и популярные музыканты. В числе приверженцев такой «фишки» — группа Can и пианист Арт Тейтум, Том Йорк и Имоджен Хип. В прошлом году бинауральную запись использовали создатели видеоигры «Hellblade: Senua's Sacrifice»: главный герой этого экшена страдает от психического расстройства и слышит голоса в голове, что великолепно удалось передать при помощи трёхмерного звука.

А ещё бинауральные аудиозаписи — перспективная технология, без которой не обойтись разработчикам технологий виртуальной реальности (например, очков Oculus Rift или шлема PlayStation VR).

Режиссёр Крис Милк использовал бинауральную технологию для создания уникального VR-фильма «Hello, Again», посвящённого живым выступлениям музыканта Бека. Прелесть в том, что, наблюдая за концертом в очках виртуальной реальности, вы можете повернуть голову в любом направлении, и звук будет меняться в соответствии с вашими движениями.

Один из самых впечатляющих и свежих проектов в этой области придумал легендарный продюсер и музыкант Брайан Ино, известный своими смелыми экспериментами. Его инновационная инсталляция «Bloom: Open Space» совмещает в себе визуальное искусство, музыку и новейшие цифровые технологии. Люди в очках виртуальной реальности при помощи рук создают, перемещают в пространстве и лопают разноцветные пузыри, каждый из которых обладает своей уникальной музыкальной тональностью, мелодией и тембром. Все эти звуки соединяются в пространстве, перемешиваются и рассеиваются — получается потрясающий эффект.

Пионерами в области аудиовизуальных 3D-технологий можно считать группу Pink Floyd: они баловались подобным ещё в 1990-х годах. Конечно, тогда технические возможности ещё не позволяли создать такое фееричное шоу, каким группа может похвастаться сейчас. Их знаменитая программа The Wall, которую несколько лет назад привозили в Московский планетарий — это сферический трёхмерный фильм, визуализация музыки группы. Над ним трудилась целая команда опытных художников-аниматоров: одна минута такого проекта требует как минимум месяца кропотливой работы.

Но, думается, столь незабываемый опыт того стоит. Иммерсивность искусства, тенденция к объединению и слиянию его жанров — это то, к чему сейчас стремятся по-настоящему талантливые артисты, ведь публика готова к новому опыту. Впрочем, даже Брайан Ино считает, что музыканты пока только начинают понимать всю прелесть технологий 3D-музыки, и нас ждёт ещё немало открытий. 


Как жили простые люди в Древнем Египте
Пятилетка в срок: как «Гоголь-центр» изменил театр...

Читайте также: