История царей – история дверей (начало)

История царей – история дверей (начало)

Купил недавно долгожданную квартиру на вторичном рынке жилья, и первое, что мне захотелось сделать – поменять двери. Уж больно были они «старорежимные». Хотя и многое другое тоже нужно было менять.

В квартире до меня жили далеко не молодые люди. И, видимо, у них или не было возможности, или не было желания, чтобы что-то менять в квартире, а может быть, и то и другое. Но, так или иначе, но я впервые в жизни столкнулся с вопросом благоустройства своего нового жилища.

Оказалось, что это дело не простое, но вместе с тем забавно-интересное. Забавным оно казалось первые часы от эйфории после приобретения квартиры.

Не простое – потому, что почти сразу, я понял, что двери – пока они в магазине - существуют, как бы сами по себе, то есть автономно.

Стоило мне представить, как та или иная дверь будет установлена в моей квартире, то тут же возникала проблема сочетания двери с интерьером каждой комнаты. С той мебелью, что я собирался приобрести, со светильниками, что тоже нужно покупать, а также с тем, какой цвет будет превалировать в комнате, коридоре, ванной, туалете и т.д.

И, конечно, пришлось подумать и о форме дверей: где будут глухие двери, где остеклённые, где раздвижные или «гармошкой».

Кроме того, я вспомнил о последствиях детских шалостей, ведь у меня озорной сынишка. И обязательно о четвероногом друге, которого обещал подарить жене. То есть о том, как учесть и эти обстоятельства при выборе дверей и разработке интерьеров комнат.

И потом, ещё возник один вопрос: что первично - интерьер или двери?

То есть двери выбирать под интерьер или интерьер разрабатывать под понравившиеся двери и окна?

И ещё, оказывается, что существуют стили дверей, и архитектурные стили интерьеров. И вообще всё так интересно, но не просто.

Я ходил по магазинам, долго думал, анализировал, сравнивал, «включал» абстрактное пространственное мышление – голова пошла кругом, хоть вызывай профессионального дизайнера.

Я так бы и сделал, если бы меня не ограничивали мои возможности, да и квартира то не большая – всего трёхкомнатная. Но очень уж хотелось, чтобы в квартире всё было красиво и удобно.

Пришлось «напрягать» свои мозги.

После «напряжения», мозги вывели меня на новый пласт информации, которая как-то обходила меня стороной, или я игнорировал её в виду, не серьёзности или ненужности, как, возможно, мне казалось.

А информация оказалась в начале забавной, а по мере включённости в проблему и интересной, а в целом, очень и очень полезной.

Возможно, «диким» покупателем дверей не я один являюсь, может быть, мой опыт и мои «изыскания» архитектурные и исторические кому-нибудь ещё окажутся полезными.

Поскольку я «вышел» не только на архитектурные стили дверей, но и исторические эпохи, которые одаривали человечество этими различными стилями, поэтому хочу поделиться своим опытом с другими не опытными покупателями дверей.

Не знаю, как покажется вам, но мне было очень интересно получить новые знания и новый опыт. И не только в благоустройстве своего жилища.

И что же мне удалось познать и установить?

Первое, что мне удалось установить это то, что кроме утилитарного или функционального назначения, двери могут быть серьёзным, а иногда превалирующим элементом украшения интерьеров помещений здания и экстерьеров их фасадов.

Раньше я обращал внимание лишь на опрятность, на надёжность двери и главное на её функциональность. Открыть, закрыть и защитить – вот и всё, что я видел в дверях.

Почему я так думал? – Не знаю. Может быть, по бедности. По бедности финансовой, по бедности интеллектуальной, по бедности этической, по бедности эстетической. Возможно, сразу по всем этим критериям.

Ограничения, накладываемые жизнью на уровень наших возможностей, ограничивают и уровень наших потребностей. Это естественно-логическая связь явлений, понятная, но иногда очень обидная.

Эту обиду не легко пережить и принять, но приходится.

Но самое страшное то, что уровень культурных и эстетических потребностей тоже прогибается под уровень наших возможностей, трансформируя тем самым и наш интеллектуальный уровень.

Который, конечно, какое-то время возмущается, пытается сопротивляться, но потом под давлением здравого смысла успокаивает гордыню, и мы начинаем привыкать к тому, к чему свободный, мыслящий человек привыкать не должен ни под каким видом.

Но привыкает, или делает вид, что привыкает.

Однако иногда «прозревает» и начинает «удивляться», что двери могут украшать его жилище. Как минимум это не плохо и полезно.

Полезно потому, что неодолимое стремление людей к удобному и прекрасному быту, похоже, является основной причиной возникновения тех самых стилей в архитектуре, которые в свою очередь диктуют форму, очертания, цвета и художественные мотивы в конструкциях дверей.

И чем настойчивей этот «диктат», тем устойчивей художественная форма, отражающая определённую историческую эпоху. Это мы и будем понимать под стилем в архитектуре и стилем дверей.

А чем устойчивей историческая эпоха, а в начале просто политический режим, то сильнее влияние исторической эпохи на архитектурный стиль.

И получается таким образом, что стиль дверей является порождением архитектурного стиля, а архитектурный стиль это естественная производная от исторической эпохи.

Отсюда можно сделать вывод, что стилей архитектуры и стилей дверей столько, сколько исторических эпох.

Выходит, чтобы в полной мере понять художественные формы стилей дверей нам нужно обратиться к историческим эпохам и порождаемым ими архитектурным стилям.

И так цепочка моих размышлений плавно вывела меня на изучение истории своей страны и ознакомление с историей других стран, где выведенные мною причинно-следственные цепочки действуют, видимо, универсальным образом.

А главное – можно будет проследить, возможно, универсальную связь исторических эпох и архитектурных стилей.

Дальнейшее наше исследование мы, наверное, ограничим странами родственными нам по территориальным и расовым признакам.

А именно теми эпохальными архитектурными стилями, которые возникли, развивались на европейском и евроазиатском географическом пространстве и сильно повлиявшими на нашу древнюю славянскую цивилизацию, замкнутую в рамках Российской империи и её фактической наследницы Российской Федерации.

Изучение исторических эпох начнём с тех, кто играл ключевую роль в определении политической атмосферы и общественной жизни в России на протяжении последних трёхсот с лишним лет.

То есть с царской династии Романовых, представители которой все эти столетия определяли характер политической эпохи в нашей стране и могли влиять на характер доминирующих архитектурных стилей, в том числе путём заимствования этих стилей из более прогрессивных архитектурных доминант европейского, арабского и азиатского направлений.

А, кроме того, и даже непременно будем учитывать существование и развитие российских традиций в строительстве, архитектуре, культуре и, конечно, традиций сложившихся в православно-церковной культуре строительства, оказавших влияние на отечественную архитектуру современного периода, наряду с мировыми тенденциями градостроительства.

При этом будем иметь ввиду, что архитектурно-строительный стиль и порождённые им дверные стили, показатели не твёрдо определённые, не обусловленные какими то универсальными признаками, а принятые для удобства мысленного восприятия вариантов развития архитектурных форм, в том числе, через периодизацию или временную классификацию, указанных стилей, как вариативность развития строительного искусства.

Однако методы сравнения различных периодов развития в архитектуре и сопоставления при этом исторических эпох с учётом региональной или территориальной характеристик архитектурных выражений замыслов зодчих, как классификационных приёмов не подходит в качестве универсального средства классификации исторических периодов, ориентирующихся на реализацию вариативных приёмов строителей.

Поскольку унифицировать архитектурно-строительные стили Европы и Азии, а равно и других территорий невозможно, как бы не старались это сделать прозападные специалисты, классифицируя по одним лекалам стили Италии и России, Франции эпохи Возрождения и Древней Руси средних веков.

Тем более что общепринятого определения в архитектурной науке архитектурного стиля, а также общепринятого стиля дверей, как одного из конструктивных элементов зданий и сооружений не существует.

Исходя из этих соображений и для удобства изучения истории российских дверей, не будем использовать европейскую и иную периодизацию для классификации тенденций в развитии архитектуры на пространстве Российского государства.

Концентрируя внимание на стилях дверей больше, чем на архитектурных стилях, будем последовательно придерживаться хронологического порядка смены царствующих особ в русском государстве и их влияния на развитие архитектуры и искусства производства дверей.

«Смутное» время, вызванное прерыванием династии Рюрика, было преодолено избранием на царство боярского сына Михаила Фёдоровича Романова.

11 июня 1613года новый царь успешно короновался и находился у власти до 1645г.

У царя Михаила было две жены, от которых он имел девятерых детей: Алексея, Иоанна, Василия, Ирину, Анну, Татьяну, Пелагею, Марию, Софью.

Период правления царя Михаила пришёлся на трудный период воссоздания русского государства и восстановления в архитектуре разрушенного в «смутное время» иноземными захватчиками.

Непрошенные гости конца XVI в. начала XVII в. на Руси разрушили или повредили в той или иной степени храмы, монастыри и жилые усадьбы не только те, что были созданы в этот период, но и те, что создавались в послемонгольский период развития русского государства. Что не удалось разрушить ордам Батыя, довершили польско-литовские интервенты.

Молодой русский царь с помощью отца (патриарха Руси Филарета) и матери (в монашестве инокини Марфы) восстанавливал православные церкви, монастыри, московский кремль и многое другое. Строил, конечно, и новые объекты.

Зодчество тех времён отличалось от европейских построек русской самобытностью, основанной на народном творчестве и древней культуре русского народа.

Домонгольские храмы Руси, которые восстанавливал русский царь, можно было бы отнести к самобытному стилю «русской романики», если бы основу этого стиля составляли признаки западного стиля «романской эпохи». Но, увы, признаков национальной самобытности в тех храмах было больше, чем хотелось бы сторонникам западного влияния на русскую архитектуру.

Кроме того, славянское зодчество на Руси той эпохи отличалось преобладанием деревянного строительства, объекты которого ну никак не укладывались в ложе «романской эпохи».

А мастерство русских зодчих было настолько самобытным и уникальным, что аналогов ему в мире не было. Более того, искусство тех времён недостижимо даже для нашего времени.

Без единого гвоздя и сруба мастера возводили традиционно православные крестообразные соборы в десятки метров высотой с изобилием национальных архитектурных форм, сочетающих безмерное количество разнонаправленных линий, силуэтов и многокупольности.

Вместе с тем, западные заимствования в те времена в архитектуре не приветствовались. Разрыв культурных традиций за время трёхсотлетнего монгольского засилья и хаоса «смутного времени» тяжело переживалось русскими людьми, а российское общество в целом было активно ориентировано на жизнь с традиционным русским укладом.

Психологию неприятия всего западного можно было понять.

Однако не следует забывать, конечно, и то, что понятие стиля в архитектуре весьма условное ещё и в том смысле, что, общность и даже родство культур народов на европейских и российских территориях достаточно заметно.

А потом тенденции глобализма и в то время проявляли себя всё более отчётливо, как и общий уровень развития человечества.

В качестве двери уже никто не использовал валун, как раньше у пещер. Двери деревянные и металлические в равной степени использовались и в Европе и на Руси.

Взять хотя бы двери арочной формы, которые не редко можно увидеть в стиле «русского узорочья», но это совсем не говорит о том, что мы имеем дело с «русской готикой».

Другое дело, что использовались материалы доступные для той или иной страны. Но в целом деревянная, например, дверь должна быть удобной, держать тепло и по возможности быть красивой.

Почему по возможности? А дело в том, что песня то одна и также, и тогда в XVII веке и сейчас.

Все нации и народности на Земле сформировавшие свои уникальные этические и эстетические системы, были вынуждены признать разделение граждан на богатых и бедных. А архитектура только отражала это социальное явление в своих формах и стилях своими средствами.

Так двери в крестьянской избе конструктивно были те же, что и у боярина, но декор и качество материала, конечно, отличались. Поэтому любой стиль дверей имеет два варианта исполнения – дорогую и дешёвую.

Так двери в доме русского крестьянина выполнялись невысокими из пилёных досок, которые плотно подгонялись, а по возможности склеивались в сыром виде.

Дверная коробка делалась из хорошо высушенного материала, тщательно утеплялась. Металл использовался в минимальном количестве на строго необходимую фурнитуру.

Для людей состоятельных металл использовался в большем объёме, чаще кованый. Кузнецы тех времён были весьма искусными мастерами, которые решали сложные технические и декоративные задачи.

Дверное полотно для интерьеров теремов, например, бояр изготавливались чаще из тёсаных плах, хотя по желанию хозяина дома могли полотно изготовить и из пилёных досок. Главное, чтобы соблюдалось качество исполнения работы.

Изготовление дверей из тёсаных плах было более трудоёмким, поскольку технология изготовления таких плах была более примитивной и соответственно ручной, а значит более дорогой.

Кроме того, работа топором и настругом придаёт двери эстетику неповторимости ручной работы, а в отдельных случаях и уникальности этого функционального конструктивного элемента, как интерьера помещения, так и убранства экстерьера здания.

В царских покоях и его семьи те же деревянные двери могли быть отделаны крашеными тканями и кожами, покрытыми серебряной и золотой басмой.

В царских теремах, монастырях и соборах главные двери-створы чаще выполнялись металлическими, украшенные православной символикой.

Двери эпохи царствования Михаила Фёдоровича имели, как правило, прямоугольную форму с массивными петлями, замком и засовами, нередко с деревянной отделкой, а равно и кованной металлической.

Эпоха этого русского царя не предвнесла в русскую архитектуру чего-то нового или иностранного. Все усилия были направлены на восстановление ветхого и утраченного в результаты смуты.

Специалисты архитектуры с прозападным уклоном активно стремятся отнести объекты самобытного Древнего русского зодчество к стилям «русской романики» и «русской готики», хотя достаточно очевидно, что это сравнение весьма натянуто и упрощает разнообразие национальных особенностей архитектуры самостоятельных исторически богатых пусть и соседних культур.

Царь Михаил Романов прожил сорок девять лет и умер в 1645 году.

Вторым русским царём стал Алексей Михайлович.

В 16 лет он вступил на престол Государства Российского и пребывал на нём до своей смерти в 1676г.

Царь Алексей весьма преуспел. Этому способствовало наследство оставленное предыдущим царём.

Эпоха царя Михаила - активного восстановления страны укрепила экономику русского государства. Началось дальнейшее развитие страны.

Конфликтные отношения с Западом, сложившиеся после польско-литовской интервенции отразились и на архитектуре русского государства.

Произошла консервация декоративных самобытных архитектурных форм, в том числе и в стилях дверей.

Широко реставрировались и создавались резные наружные двери. Межкомнатные двери украшались теснённой кожей и сукном.

Двери, обтянутые сукном (в домах среднего достатка), кожей у бояр и даже в царской семье, выглядели произведениями высочайшего русского искусства.

Это был дверной стиль «русского узорочья» не имеющий аналогов в европейской архитектуре. А двери, искусно обшитые кожей, покрытые лаком и украшенные басмой с изображениями разных трав, цветов, птиц, были гордостью царской семьи.

Послы иноземных государств с восхищением любовались дверями, мебелью и оформлением комнатных интерьеров выполненных в стиле «русского узорочья»

В 1666 году все комнаты царского терема были оформлены в этом замечательно-уникальном стиле русского искусства.

А в 1673 году по желанию матери будущего царя Петра, двери её комнат и комнаты царевича Петра были обтянуты богатыми кожами с серебряным узорным декором

Кожи, использовавшиеся при оформлении дверей тех времён, печатались не заграницей, а в Москве. В музее Московского Кремля (Оружейной палате) сохранилась с 1687 года медная доска, с помощью которой печатались кожи.

Но и это ещё не всё. Была ещё одна особенность у русских дверей, на которой остановимся подробнее.

В ХVII веке на Руси в верхних частях дверей располагались подзорные плоскости (доски), которые называли «подзоринами». Позже, когда немцы скопировали у русских эти «подзорины» их, с благословления прозападного царя Петра, стали называть «шпренгелями».

Подзорины (шпренгели) и весь хоромный наряд (интерьер) украшали резьбой и искусной орнаментальной росписью. Роспись была «травяной» или сюжетной.

В сюжетах изображались герои древнегреческой мифологии и реальные исторические личности прошлого. Изображениями этих персонажей были украшены подзорные доски царского терема.

Двери в царских теремах и в простых крестьянских избах имели низкие потолки и высокие пороги.

Наружные экстерьеры царских теремов оформлялись массивными дубовыми дверями-створами, в некоторых случаях металлическими дверьми. Наружное оформление окон и дверей также выполнялось с использованием подзорин.

Подзор – уникальное украшение дверей, использующее разнообразные формы резьбы (сквозную, прорезную) по дереву и металлу.

Подзоринами украшали (окаймляли) также кровати, наружные строительные элементы деревянного жилого дома, где сруб отделяется от чердака.

Очень благосклонно относился к искусству «русского узорочья» следующий после царя Алексея его сын царь Фёдор III Алексеевич.

Время пребывания на русском престоле третьего царя из династии Романовых ограничивается шестью годами с 1676г. по 1682г.

Первое, что сделал этот молодой царь, взойдя на престол, он велел двери своей опочивальни обить лаковыми кожами, как двери комнаты брата Петра, но только не с серебреным орнаментом, а с золотым.

Царь Фёдор III умер, едва достигнув 20-летнего возраста, ничем особенно не отличился, как глава государства.

Однако время правления этого царя продолжило традиции Древней Руси. История дверей этого периода сохраняется в артефактах, хранящихся в Кремлёвской Оружейной палате.

В качестве таких артефактов можно назвать дверную фурнитуру конца XVII века, в том числе, запоры, ручки, заслонки, которые своим исполнением чётко следовали дверному декору и оформлению всего интерьера помещений. При этом широко использовался русский кованый металл.

Каждая мелочь дверной и оконной фурнитуры отличались высочайшим качеством исполнения, подтверждая отменный уровень мастерства русских кузнецов, но и высочайший уровень культуры допетровской Руси.

Петровские времена изменят отношения к традициям Древней Руси, к её национальным стилям в архитектуре и соответственно к стилям дверного творчества. Пётр I «прорубит» окно для западного влияния и не только в архитектуре.

Брат Петра I - царь Фёдор III, отец – царь Алексей Михайлович и дед – царь Михаил Фёдорович всемерно сопротивлялись западным нововведениям.

Они, несмотря на прозападных советчиков, стремились сохранить не только самобытность русской культуры и богатство русского искусства, отражённого, как в архитектурных стилях «русского узорочья», так и во всех других проявлениях национального русского характера, русского народного творчества, русского национального достоинства, отстаивающего национальный суверенитет уникального славянского государства.

Однако сильнее оказалось влияние матери Петра – царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, которая сама легко шла наповоду прозападным влияниям «дядьки» своих детей и родственника – Матвеева Артамона Сергеевича, но вольно или невольно прививала такие настроения и своему сыну – Петру.

Она, вопреки традициям русского общества, любила проехать в карете с непокрытой головой и откровенных женских нарядах. А детей своих иногда наряжала для выхода в Свет в немецкие платья.

Отец Петра и муж своей второй жены Натальи Кирилловны - царь Алексей Михайлович был образованным, культурным в европейском понимании, человеком. Его воспитатель («дядька») – Б.И.Морозов с пяти лет тоже наряжал молодого царевича в немецкое платье и прививал западные нововведения.

Но мудрый и «тишайший Алексей», до конца своей жизни находил разумный компромисс между старорусскими традициями и западными направлениями, не противясь при этом разумным нововведениям в жизнь государства российского.

Царя Алексея не в меньшей степени, чем его сына Петра можно отнести к реформаторам.

При Алексее в не навязчивой форме совершенствовались светская культура и быт русского общества, начались реформаторские новации в церковной жизни. С учётом мировых достижений развивалась литература, поэзия и живопись.

Личность Алексея «отразилась» на Москве, её быте и, конечно, архитектуре. Бывавшие в Москве, иностранцы восхищались архитектурой первопрестольной. Строилось много домов из камня и кирпича с железными дверями и ставнями.

Каждый дом той эпохи снабжался большими железными засовами. Засовы, двери и ставни делались из обворожительного светлого железа.

Активно развивались орнаментная и сюжетная резьба по дереву. При этом появляются новые способы резьбы. Наряду с традиционной русской резьбой по поверхности, стала появляться фигурная немецкая.

Русское зодчество эпохи реформатора царя Алексея продвинулось в своём самобытном направлении. Постройки тех лет отличались от стиля византийского, неся в себе чисто русские национальные особенности.

«Русское узорочье» активно разрабатывало стройные русские мотивы в экстерьерах шатёрных колоколен, скатных крыш, крылец, галерей причудливых орнаментных украшений, напоминающих элементы стиля «барокко», но не копирующих его. Поскольку этого стиля в Европе ещё не было и в планах.

Мотивы и принцип украшений брался мастерами из самобытно-русских деревянных построек прошлого, исконно национальных славянских.

В деревянных постройках часто применяли обшивку тёсом, имитирующим камень.

Окна и двери художественно оформляли затейливыми резными наличниками, разноцветными деталями, фигурными композициями, что очень украшало фасады домов, делая их нарядными и неповторимыми.

Богатое и многообразное убранство фасадов русских сооружений XVII века можно обобщить национальным стилем « русского узорочья», но не «готикой» и не «барокко», хотя приближалось время другого реформатора, о котором написано в истории куда больше, чем о других. Приближалось время Петра I.

Царь ФёдорIII, умер не оставив никаких завещательных распоряжений, поэтому, чтобы избежать очередной смуты, царями были объявлены сразу два царевича: Иван V и Пётр I при регентстве старшей сестры Софьи.

Однако больному царевичу Ивану не суждено было долго жить, а попытки Софьи перехватить власть у Петра не увенчались успехом. Единовластным царём Руси становится малолетний Пётр I Алексеевич.

Тем самым история России сделала жирную «загогулину» с уклоном в западное направление развития. В том числе и в архитектуре.


Оцените эту запись блога:
История царей – история дверей (окончание)
Тайна графской двери

Читайте также:

 

 

 

 

МОЖНО ПРОДОЛЖИТЬ