Басмение дверей

Басмение дверей

Басмение двери – это украшение двери басмой. Басма – это одна из старинных техник ювелирного искусства, именуемая иначе – техникой тиснения.

Тиснение является самостоятельным видом художественной обработки металла, который развил и усовершенствовал технику чеканки.

Вместо многократных ударов чекана по тонкому листу металла, при производстве басмы используют доску – матрицу, на которой предварительно вырезают выпуклый художественный рисунок.

Для изготовления матриц используют множество материалов и разнообразные техники. Это: литьё, чеканка, гравировка, резьба по дереву, камню или кости.

Каждая техника изготовления доски-матрицы отражается на особенностях рельефа басмы, его плавности и чёткости.

Нередко матрицы изготавливали путём литья из различных сплавов по готовым образцам, а потом дорабатывались различными резцами и чеканами. Эти доски заменили, в том числе, и фигурные чеканы-пуансоны.

Басменные доски-матрицы логически развили сущность техники тиснения, как ювелирного искусства. Они фактически заменили обработку металла чеканом на технику тиснение басмы.

Процесс тиснения басмы в принципе таков: на матрицу кладут специально подготовленный лист металлической фольги толщиной до 0,3 мм (изначально – из серебра, золота; позже – меди, латуни, алюминиевых сплавов).

Сверху укладывают листовой свинец, по которому наносят удары деревянным молотком. Пластичный свинец вместе с фольгой вдавливается в углубления матрицы, повторяя рельеф рисунка. Тем самым происходит процесс тиснения.

После удаления листа свинца снимают басму – тонкий лист фольги с отпечатанным (тиснёным) рельефом рисунка. Полученный оттиск точно передаёт рельеф рисунка изготовленной матрицы.

В настоящее время для придания басме более высоких декоративных качеств её обрабатывают с помощью специальных художественных технологий: тонирования и патинирования. Это в том числе, делается для имитации драгоценного металла (под чёрное серебро, под старое золото).

Художественное, например, тонирование басмы усиливает впечатление графичности рисунка. Рельеф рисунка становится, как бы, более выпуклым.

Крепление басмы на деревянную, например, дверь выполняется специально изготовленными декоративными гвоздями. Оборотная сторона басмы, чаще всего, заполняется специальной мастикой, для усиления прочности тонкого металлического узора басмы.

После установки басмы на изделие, на неё в современных условиях наносят специальное консервирующее покрытие.

Сохранённые старинные технологии и современные know-how удачно дополняют друг друга, создавая эффективный результат замечательного ювелирного искусства – басменого тиснения, насчитывающего много столетий своего существования.

Широкий ребрендинг басменного искусства, возможно, ещё впереди, но уже сегодня можно сказать, что процесс ренессанса басменного дела уже начался.

Колыбелью этого возрождения, конечно, является Российская Православная Церковь, где в большом объёме и относительно быстрыми темпами возрождается басменное искусство. Возрождение басмы в современной России происходит в мебельном производстве и производстве дверей для широкого круга потребителей.

Возможно, первые десятилетия 21 века войдут в историю ювелирного дела, как эпоха проторенессанса басменного тиснения. И не исключено, что совсем в недалёком будущем производители и потребители басмы будут с удовольствием вспоминать истоки возникновения этого замечательно вида искусства. А вспомнить есть, конечно, что.

Ручное тиснение по фольге (басма) из драгоценных металлов в своё время очень распространенная техника в ювелирном искусстве православного средневековья. Она обильно использовалась при изготовлении обрамлений икон и церковной утвари, окладов книг, иконостасов, царских врат, киотов, нательных крестов, а также украшений храмов и дворцов знати.

Басма – древнейшая техника металлообработки. На Руси начала появляться с ХI века и имела непрерывную традицию до ХVIII столетия.

Российское басменное дело имеет византийские традиции обрамления драгоценной фольгой культовых священных предметов. Широкое применение басмы имело не только на Руси, но и во всём православном мире.

Однако ни в одной стране мира не было столь мощных масштабов производства и распространения басмы, как на Руси.

Русские мастеровые умельцы оковывали басмой маленькие нательные крестики, а также большие по площади храмовые иконостасы. Зримым выражением любви и почитания икон было их обрамление красивейшими узорами басмы и сюжетами из библейских сказаний. Обрамление икон, крестов, священных книг драгоценным окладом ещё до нашествия монголов у российских славян считалось верхом русского благочестия и святости.

Русские мастера очень широко использовали драгоценную басму не только для декорирования деревянных предметов. Очень часто басма нашивалась на церковные облачения и литургические ткани. Басма в этих случаях нашивалась в виде дробниц. Это саккосы, орари, палицы, покровы и пелены. Серебряной басмой украшали также оружие, шлемы, щиты и другие доспехи.

Специфическое разнообразие библейских сюжетов и особенностей орнаментации, особенности художественного стиля и своеобразие технологии изготовления басмы были отражением особенностей развития культурных центров Древней Руси (Ярославль, Новгород, Можайск и др.) И, конечно, отражали в себе время создания предмета.

Например, в серебряной басме ХV- ХVI веков заметны восточные мотивы. В пышных орнаментах чувствуется связь с православной Византийской империей. Византийское серебро, например, ХI-ХII вв. изыскано украшено орнаментом из рисунков пальм и кринов. В орнаменте басмы ХV-ХVI вв. заметна культура готов и другие европейские ренессансные истоки. Ведь культура Византии впитала наследие европейской античности и Древнего Востока.

Поскольку это уникальное государство, существовавшее в V-ХV вв. вначале как Восточная Римская империя, затем как Византийская империя было образовано при распаде Римской империи, и располагалось на Балканском полуострове, в Малой Азии и юго-восточном Средиземноморье.

Отсюда культура Византийской империи впитала наследие античности и Древнего Востока, выработала за тысячу лет своего существования свой самостоятельный стиль. Культура в православной Византии долгое время стояла на более высокой ступени развития, чем культура в странах Западной Европы. Значительную роль в формировании и развитии культуры в Византийском государстве сыграли славянские народы, населявшие большие территории Балканского полуострова и обладавшие богатой самобытной художественной культурой.

Однако крестовые походы католической Европы ослабили и во многом разорили Византию. После чего, взятие в 1453 году турками Константинополя – столицы Византийской империи, положило конец Византии и её многочисленным производствам, в том числе художественной обработке металлов, в частности драгоценной басмы.

Вместе с тем, творчество византийских мастеров заимствованное русским мастерами ещё в ХI веке, продолжало жить на Руси и в Российской империи до ХIХ в., когда басму начала вытеснять техника штамповки, которая была производительнее и дешевле. Правда, некоторые мастера, близкие к старообрядчеству, ещё продолжали работать в технике ручного тиснения басмы вплоть до начала ХХ в.

В настоящее время в условиях возрождения басмы с использованием этого типа тиснения отреставрировано или заново изготовлено множество икон, воссозданы иконостасы церквей в Российской Федерации, Белоруссии, Украины, оформлены фрагменты современных жилых интерьеров.

Басма, являясь тиражной технологией, а значит не дорогой, позволяет декорировать предметы с ювелирной точностью. Используя при этом многочисленное сочетание геометрических рисунков и растительных орнаментов, подчиняя их определённому стилю и размеру, подчёркивая форму предмета и пластичность орнамента или эффектность девизов и семейных нарождающихся гербов.

Возможно, и ваш заказ позволит реализовать самые смелые идеи современного человека влюблённого в русскую старину и прекрасную технику басменного ювелирного искусства. А двери в вашем доме, декорированные басмой, украсят не только сами двери, но и весь интерьер вашего жилища.


Тайна графской двери
Философские размышления о дверях

МОЖНО ПРОДОЛЖИТЬ